Рискую жизнью после смерти. - Алик Гасанов

Рискую жизнью после смерти.

Так написал мне Паша Мамырский (Солодовников). Интересный парень, кстати. Поэт из Алматы.
Часто задумываюсь, и всё спокойнее отношусь именно к этому. К этой теме вообще.
Творчество любого автора подразумевает под собой некий финал. И в чём суть того финала?
“Эх, чёрт бы побрал того Пушкина… Взял и написал уже про всё, гад…”
Становясь старше, удивляюсь, до чего нехороший человек я.
И где тот Пушкин?
Высоцкий где?
Шагнул в бессмертие? Ну, допустим. А какова цена? Стоила свеч та овчинка?
Пересматривая киноленты всё сильнее озлобляюсь – как человек Володя Семёныч просто ужасен. Мир его праху. Присмотритесь внимательнее. В том же “Месте встречи…” Ведь очень нехороший человек. Злобный, мстительный, неприятный тип. Все его жесты, все слова и выводы – всё желчно и отталкивающе. Да на кой чёрт мне такой дружбан? Я ж с ним не смогу! Склочная зараза какая-то… И не буду я лезть в чужую семью, а прочтите вы “Прерванный полёт”, например. Без прикрас прочтите, как сторонний наблюдатель… Это ж сволочь какая-то, а не Володя. Совершенно не надёжный, с вечными амбициями и скандалом, с вечно напряжённой глоткой. Я вообще крик не переношу, а он орёт, как дурак… Да-да, очень умный парень, я согласен. В стихах его заметна и мудрость, и здравый рассудок, и художник он неординарный, это да. Бесспорно. Я как-то переболел его “Верёвочкой”, “Райскими яблоками”. Страшные и великие песни. Вечные песни. А “Банька”?.. Это ж караул кричи, а не песня. До дрожи, до оторопи. А чего так тряхануло-то Володю? Срок мотал он? По делянкам голодал? Репрессировали их, или чего? Тайгу Высоцкий валил? Посмотрите биографию Владимира Семёныча. Баловень судьбы, везунчик! Кому б ещё так везло по жизни, а? С детства по заграницам, дом полная чаша, папаня – высокий чин, и в театре и в кино Высоцкому на шею кидаются… Концерты даёт!.. В Париж мотается, как я на рынок. Мерседес!!.  Чего это взбесился Володя-то? Он и в кругу общения таком каторжанском не бывал никогда.
— И не воевал он, между прочим… И в армиях не был. А смотри как пишет… Фронтовики плакали от его песен…
А просто Высоцкий художник.
Сильный художник.
Талантливый человек, которому повезло успеть много сделать при жизни, вот и остался он в памяти народной, в своих песнях.
Как и многие.
Возьми, Паша, любого мощного поэта – на поверку, как правило – сложный типок.
Тот же Александр Сергеевич…
Вы прочтите его переписку, почитайте архивы, прошу вас.
Так упорно дёргать тигра за хвост… Так настойчиво искать неприятелей может действительно только очень талантливый человек.
Купаясь в явном достатке (деньги, поместья, деревни, звание и проч.), уже будучи семинаристом, Александр являет собой склочного язвительного выскочку, который развлекает себя тем, что тиражирует обидные и весьма качественные пасквили, выставляя на всеобщее посмешище родовитых князей. Наделённый богом острым языком, прекрасным образованием и всеми атрибутами успешного автора, Пушкин с завидным азартом выставляет в свет оскорбительные стихи, называя сильных мира сего и ослами, и рогоносцами, и идиотами. Масса переписки поэта изнурена склочными разборками, где его просят угомониться, а великий поэт откровенно издевается над каждым, кто попадает в поле его зрения.
Бесспорный гений великого из поэтов, милостью Господа наделённого прекрасной возможностью раскрыть и обильно плодоносить, удивительным образом переплетён с упрямой глупостью небитого нахала. Удивительно? Удивительно.
Одним из более ярких образов этого явления тут и Осип Мандельштам.
Биография поэта вызывает если ни недоумение, то просто брезгливое отвращение. Прекрасные стихи никак не вяжутся с дрожащим полоумным, мерзко пахнущим и закутанным в лохмотья.
— Оставьте, господа!..,– тут же дожевали бутерброд с чёрной икрой, отпив кофею,– Он боролся с системой!.. Он не примирился с…
Да ну вас к чёрту, ей-богу!
С чем он там боролся?
Любимый сын фабриканта, чуть не с младенчества упакованный во все атрибуты земного достатка (читай “Пушкин” опять же), получивший превосходное образование, говорящий на пяти языках еще с детства, вхожий в элиту издательскую, которого печатали все кому ни лень и в России и далее, вдруг начинает настойчиво “бороться с системой”?.. Прочтите его письма. Сколько раз ему говорил аккуратно: “Осип, угомонись. Те чё не хватает?” А Осип, получив очередной гонорар в стоимость вашей квартиры, закатывает очередное шоу с разоблачением ненавистной власти. И Осипу опять, мол, Осип, ты чего разошёлся-то? Остынь. Времена какие, видишь? А Осип улыбнётся хитро, и опять закатывает грандиозную порку. И кому? А вот Сталину! Так ему, суке. Кому ж ещё? И Осипу уже при встрече всё холоднее так: “Осип Эмильевич, ты чё дурак, что ли? Чего ты взбесился-то?” А Осип съездил в Италию, прокатился по Испании за вдохновением (это в голодные-то годы России) и вернулся домой с новыми силами и более пронзительными стихами про Сталина-козла. И тут как гром среди ясного неба – взяли, сволочи, и вызвали… А Осип встал гордо так, и всё чё его благородная душа требовала – высказал.  А тут взяли и посадили. Ни за что!.. Но гордый Осип (уже умудрившись промотать папенькино наследство и уже пуская по миру несчастную свою жену) не сломлен! Он и во второй раз сядет за правое дело, если надо…
Современники описывают поэта осторожно… Та же М. Цветаева говорит об Мандельштаме сдержанно и сухо, словно вспоминая неприятный образ. Злой трусливый человечек, глазки воспалённые, вечно голодный и кашляющий, и одет с чужого плеча, но с амбицией на гений, и принципиальный, что хочется дать пинка под зад.
Я сначала прочёл биографию поэта, и, налившись злорадной весёлостью, стал почитывать его стихи, цепко хватая все недочёты, теша себя мыслью, что, мол, и не удивительно, у такого-то!.. И, зачитавшись до одурения, теперь жалею, что знаю биографию Мандельштама.
Лучше бы не знал. Прекрасные стихи отвратительного человека.
— И к чему сей долгий спич, мсье?
Паша, ты вот когда кушаешь, ты смешно смакуешь, отхлёбывая и чавкая. Тут серьёзный разговор, а ты…
Кхм… Я имею ввиду, что творчество автора живёт отдельно от его самого.
И очень хорошо, когда этому автору удастся творить без прикрас. Дайте ему время и покой. И если это действительно творец – созданное им переживёт его.
А мы почему-то ищем обязательно борьбу. Нам нужен ореол бунтаря. “Борца с системой”. Что за глупости? Система меняет систему. Это естественно в природе.
С каким там царём боролся Пушкин? Вы вообще думаете, что говорите?
Творчество – как истина, живёт само по себе. Хоть расшибись, а если стихи мои пошлые и тощие, то и жить им не долго.
Так русский язык живёт сам по себе, вымывая из себя всякий мусор, бережно храня действительно нужное, сохраняя историю и знание Истины. Так, по моему?..

2 комментария

  1. И Лермонтов тоже был гениальным поэтом,но не был прекрасным человеком..))Действительно,творчество живет само по себе..И иногда лучше не знать биографий творцов..

Оставить комментарий

Войти с помощью: 

Алик Гасанов

Чтобы объяснить, откуда я родом, обычно спрашиваю: фильм "Белое солнце пустыни" помните? Вот я именно из тех краёв. Родился и вырос я на берегу Каспия, в г. Актау (бывший Шевченко). Сочиняю редко, чаще пересказываю реальные истории. В своих повествованиях прежде всего я ценю уважительное отношение к читателю. Просто рассказываю историю, а о чём она - каждый поймёт по своему.

Вход

Войти с помощью: 

Сейчас на сайте

Никого нет on-line