Публикуется впервые!
1365498704_024 …– Нет, подождите!.. Нет-нет!.. Ха-ха… Зачем же вы так обобщаете?.. Вы делаете выводы не только опираясь на свои рассуждения, но и… Извините… Чего ж вы приписываете свои убеждения и мне?.. Я совершенно не согласен.
— С чем?
— Ну, как “с чем”? С вашим утверждением. С чем же? Вы утверждаете, что человек является неотъемлемой частью природы, её творением и прочее, с чем я безусловно согласен, но, вместе с тем, вы практически обожествляете это “творение”, ставите его в особый ряд, выделяя из самой природы.
— А разве не так? Человек более всего влияет на природу вообще. Мы управляем процессами природы, изменяем по своему усмотрению ландшафт и рельеф… Выращиваем растения и животных. Улучшаем породы… Боремся с болезнями, наконец…
— Но ведь всё это лишь для своего потребления?


— Да. Для своего потребления. Как и вся наша природа. Посмотрите на любое её проявление. Река прокладывает себе путь, орошая почву, вместе с тем затапливая и уничтожая всё на своём пути, и тем самым давая жизнь другим. Ни так разве?.. Виды животных всё время находятся в состоянии соперничества и использования друг друга. Это и ребёнку понятно. Коровка кушает травку, травка кушает землю, земля в конце концов скушает коровку… Ха-ха-ха…
— А человек тогда причём?
— Что “человек”?
— Человек тогда почему кушает и коровку и травку?
— Человек, как и любой хищник, кушает, что бы жить. Кошка кушает мышку, мышка кушает семечку… Чего вы? Всё закономерно.
— А кто кушает кошку?
— Никто.
— Значит кошка – венец природы?
— Ха-ха-ха-ха!.. Вы мне нравитесь, ей-богу!..
— Мы покупаем котёнка, холим и лелеем его, кормим, выращиваем для котёнка кур, коров, свиней… Для чего?
— Что “для чего”?..
— Для чего мы выращиваем котёнка? Принося ему в жертву других животных. Причём, согласитесь – в природе ведь кошка не ест ни коров, ни свиней. А мы убиваем корову, чтобы котёнок покушал. Зачем?
— Хы… Вы…
— … Мы практически плодим собак и кошек. Размножаем этот вид по земле. Не так ли?
— Ну… “Друг человека”… Член семьи…
…– Подождите. Собака, которая охраняет дом, следит за стадом… охотится с вами, наконец. Это понятно. Это помощник, охранник и друг. Я тут с вами согласен. А в честь чего ваш пекинес питается говядиной? Объясните. Он охраняет ваш дом?
— Ха-ха-ха… Вы мне нравитесь, ей-богу… Мир создан Господом так, как он создан. Кто-то кого-то кушает, кто-то кому-то служит… Есть хищники, есть падальщики…
…– Ваш пекинес – хищник?
— Ха-ха-ха!..
— Нет-нет, вы не смейтесь. В рацион вашей собачки входит мясо крупного и мелкого скота, птицы… кролика и т.п. Следовательно, ваш пекинес – и есть хищник. Причём процветание этому хищнику, как виду, обеспечено. Это медведю в лесу нужно хорошенько поработать, часто рискуя своей шкурой, чтобы добыть себе мяса. А собаке породы “пекинес”, не имеющей особо ни когтей, ни зубов, ни соответственных габаритов, ежедневно обеспечено мясо огромной коровы. Так?..
— Ха-ха-ха-ха!.. Вы меня уморите, коллега… Я представил себе своего Пуфика, охотящегося ради куска мяса…
— Вот, я именно об этом!.. Ваш Пуфик – и есть венец природы!.. Нет хищника сильнее… Уверен, если подсчитать всерьёз, ваш любимый Пуфик за год съедает как минимум одну корову, и с полсотни кур. Правильно?..
— Ну… Примерно так, наверное.
— Вот!.. А в честь чего ему такая милость?.. От природы?!.. Нет, конечно. Такая честь вашему Пуфику за… А за что, действительно?.. Пуфику обеспечено питание, лечение, тёплый кров, и достойная старость… Ха-ха-ха… А в честь чего? За какие заслуги?..
— Но, позвольте… Собака – друг человека… И… Вообще…
— Ну-у-и?..
— Что?
— Ну, и что там дальше? “Друг человека” и…? Просто друг и всё?..
Помолчали, и разговор неминуемо переходит в следующую фазу:
— Вот я и утверждаю – и человек так же является неотъемлемой частью природы, причём ни самой её достойной. Да-с… Мы совершенно разные. Как и звери. Коровка кушает травку, собака кушает коровку. Так и мы.
— Я не пойму вас…
— Мы так же, как и всё в природе, совершенно разные. Если хотите – мы отличаемся по нескольким признакам, включая расу и национальность.
— Ну, это естественно. Ареал обитания, менталитет… Традиции, наконец…
— Да-да. Вы правы. И традиции в том числе. У льва, к примеру, есть традиция убивать потомство свергнутого вожака. Как в Древнем Риме. Я провёл аналогию… Если вам интересно, конечно?..
— Хм… И что там?.. В Древнем Риме?.. Ещё вина?
— Да, немного… Ну, так вот… Спасибо. Ну, так вот… Представьте себе, уважаемый, что на протяжении сотен лет целые династии цезарей сменялись в Риме не иначе, как посредством убийства предыдущего правителя! Я принципиально прошёл по генеалогии десятка императоров, и нашёл лишь одного (Тиберий, если не ошибаюсь… Или Веспассиан?… Тиберий, кажется… Да, Тиберий!.. Кстати, именно при нём убили Христа!..)… так вот я нашёл лишь одного цезаря, который передал законную власть наследнику, скоропостижно скончавшись от заболевания. Всех остальных (я подчёркиваю – всех!) обязательно убивали. Причём убивали императоров их сыновья, дяди, племянники, братья и проч. Близкие родственники, я имею ввиду. И это считалось нормой. Новый император, как правило, казнил или отдавал в рабство детей предыдущего, убивал или забирал себе его жён, и всё в таком духе… Что-то похожее у львов… Рядом с дряхлеющим вожаком прайда подрастают молодые львы, которые только и ждут, когда старик ослабеет, или будет ранен. И тогда его в лучшем случае изгоняют, обрекая на голодную смерть… Таковы вот “цари природы”, сударь…
— И это закономерно.
— Да. Это закономерно. Так и у нас. У людей.
— ?
— Да. Мы так же подразделяемся на львов, медведей… баранов!.. Ха-ха-ха!.. Да, именно баранов!.. Как посмотришь иногда на такого… (смеётся про себя, вспоминая) И самое интересное – дай такому вот Барану… не знаю, власть, богатство, возможность управлять массами… И всё-равно, баран останется бараном, пусть то правитель или великий полководец!.. Назначат такого вот в полководцы, я имею ввиду, и всё. Вся армия обречена на… баранью участь…
–…
— … Да. Всё закономерно. Мне очень интересна была теория Киплинга по этому поводу…
— Киплинга?..
— Да-да. Киплинга. “Маугли” помните?.. “Рики-тики…” как его там?.. Прекрасные сказки. Советская идеология опрометчиво пустила его сказки в наши школы, а потом спохватилась… Ха-ха-ха… Я помню, его философию даже признавали фашистской, на уровне Ницше!..
— Фашистской?
— Да-да… Не удивляйтесь. Именно фашистской. Коммунистическое общество крайне отвергало все его выводы. Вам интересно?
— Да-да…
— Вот представьте себе, что такой “сказочник” на полном серьёзе выводит умозаключение, что мы и есть представители фауны. То есть каждая нация, каждая раса, несёт в себе генетический код, формирующий наше поведение, предпочтения и этические нормы. Например, природа создала одно животное – собирателем пищи. К примеру, э… Ну, например… Ну, олень, допустим. Прекрасное животное, согласитесь?
— …
…– Весь набор общепринятых норм и форм поведения, согласитесь? У оленя есть семья, дети, и он охраняет своих детей… Как и мы. Олениха очень трепетно опекает своих малышей… Обучает их!.. Показывает на своём примере, чего нужно остерегаться, и как нужно себя вести. Мать!.. И уверяю вас – мать превосходная!.. Она кинется в огонь за своим оленёнком!.. Подлые охотники умышленно ранят оленёнка, наверняка зная – олениха будет крутиться рядом, пока её не подстрелят, или не поймают живьём!.. Так?
— Так.
— И природа наделила это создание прекрасными качествами, не чуждые и нам. Правильно?
— Правильно.
— И олениха будет опекать и кормить своего хромого оленёнка, подвергая себя очевидному риску. Ведь, правильно?.. То же самое с лебедями, слонами и так далее. И это мудро, ибо так создано природой. Так и некоторые нации, уверяю вас… Не хочу проводить аналогий, но в некоторых народностях старые родители до своей смерти кормят забулдыгу сыночка, пока он не выпьет всю их кровь. Как олень хромого оленёнка.. Ха-ха.. Так ведь?..
— Так…
— И вот далее, мистер Киплинг приводит в пример обыкновенного…  паука, например. Ну их к дьяволу этих львов, мы уже с ними разобрались. Возьмём паука. Каракурт, к примеру!.. В Казахстане, я видел, есть такие небольшие чёрные паучки. Весьма интересные создания… Ха-ха… Биология их окрестила “Чёрной вдовой”… Итак. Паучиха,– продолжает голосом ректора, и тут же чуть в сторону, поясняя по свойски,- Тоже божье создание, тоже мать, детки, тёплый домик и прочее… Но!.. Паучиха, спарившись с пауком, как правило его съедает!.. Это – раз. Потом она откладывает несколько сотен яиц в трепетно облюбованное грёздышко…
— Ещё вина?..
… –Да-да, спасибо!.. грёздышко, и… э…  Стережёт  свою кладку, как зеницу ока!.. Она голодает, ревностно охраняя своё потомство!.. Нет более зоркого и беспощадного стража! Уверяю вас. Мать!.. Жизнь свою положит, отгоняя от своих яиц любого хищника!.. Она бросится на любого, более крупного и сильного!.. На человека кинется!.. И вот… Когда паучата вырастут и начинают выползать из семейного гнезда, паучиха начинает их… есть!.. Да-да!.. Голодная и измождённая, она начинает планомерно пожирать своих детей, съедая практически всех!.. Только два-три, самых быстрых и сильных, бегущих по головам своих менее расторопных братьев, успевают спастись бегством!.. Только самые сильные,  и  самые… Ядовитые, если хотите!.. смогут выжить.
–…
–… Так вот природа формирует ген самой сущности этого вида. Страшное существо. Размером с таракана, каракурт способен убить верблюда! Представляете?.. Потрясающее существо.
— И какой из этого вывод?
…– А вывод, коллега, мы с Киплингом… ха-ха-ха!.. делаем такой: аналогично и человеческий род подразделяется и на пауков, и на оленей, и на… баранов, львов… Кого ещё там?.. Собак, кошек… И бегемотов!.. Ха-ха-ха… Пока прилежный армянин в летний зной терпеливо обрабатывает грядки с баклажанами, шустрый чеченец поглядывает неподалёку, подбирая время и варианты, чем поживиться быстро и ловко… Примерно  так.
— Вы говорите страшные вещи…
…– Да-да… Это фашизм, но… Позвольте!.. Я не имею права огульно очернить какую-либо национальность! Простите, ради бога, старика!.. И среди чеченцев так же есть, наряду со львами, и олени, и бараны… И волки. Согласен. Но… Как правило, каждый вид человека… Давайте назовём это “вид”, а не национальность! Хорошо?.. Каждый вид человека несёт в себе определённые особенности и наклонности. Причём это нельзя классифицировать, как плохое или хорошее. Просто такой вид!.. Чем плох тот же волк, раз уж природа наделила его такими качествами? Волк есть волк!.. А баран есть баран. Кстати, баран не так уж и безобиден, коллега…
— Чем вам баран не угодил?.. Ха-ха..
— Хм… Наша религия определила этому животному красивую и… значимую роль. Агнец божий… Ореол жертвенности, покорности и непротивления злу, так сказать. Да, и это прекрасно. Но, вместе с тем… Как бы вам это выразить?.. Вы когда-нибудь видели, как пастух в горах режет барана?.. Нет?.. Пастух,– ректорский голос,– выбирает барана из отары, подманивает его морковкой, даже не пряча нож, и, схватив и повалив, спокойно режет тому горло. В это же время,– указательный палец и брови вверх, — отара, чуть испугавшись от такого вот движения, мгновенно успокаивается, и вот уже мирно пощипывает травку в пяти метрах от казни несчастного. Барана режут, а рядышком его братья, дети, сородичи… спокойно занимаются своими делами… Что это?
— Что?
— Это достойно подражания?.. “Смирение, непротивление…” и проч.?..
— Природа…
…– Именно!.. Именно что природа!.. Именно так представители одной нации… народа!.. пасут своих баранов, периодически пожирая, кого сочтут нужным, или состригая с них шерсть. И баран, возмутившись не надолго, тем что его потревожили, спокойно пощипывает травку рядом. И баран остаётся бараном, а олень оленем…
— Но, позвольте!.. Так мы с вам договоримся до чёрт знает чего…
— Ха-ха… Да. Вы правы… Он знает чего!..
…– Вы сюда же можете подвести аналогию ужасных вещей, которое знает человечество. Концлагеря… Даже язык не повернётся…
— А почему?
— Что, “почему”?..
— Почему ваш язык не поворачивается это сказать?..
— Человек творит ужасные вещи иногда… И если приписывать чудовищные преступления благодаря представителям нации целому народу… (после паузы) Те же евреи, простите… Да, геноцид этого народа в войну был очевиден и отвратителен, но… И среди евреев есть… Волки…
— Прекратите!.. Прекратите немедленно, прошу вас. Так вы меня в фашисты запишите, ей-богу!.. Ха!.. Да, и среди евреев целая куча бандитов и головорезов, не спорю. И я не говорю о национальности. Я говорю о виде человека. И еврей может быть как бараном, которого гонят в скотобойню, так негодяем, подобным волку. Тем не менее, определённый тип, я повторюсь, есть в каждой нации… Не зря же меж нами спокон веку сложились определённые стереотипы?.. Если мы говорим о… к примеру, горьком пьянице, мы невольно представляем себе кого угодно, только не еврея… Так ведь?
— Ну?..
— А если речь идёт о жадном обжоре, способном за кусок сала вести себя смешно и нелепо?… Ну?… Чего молчите?.. О ком вы сейчас подумали?.. О киргизе?.. Или о литовце?.. А?.. Ха-ха-ха!..
–…
— Вот именно. И, причём, вам так же неприятно признавать в себе это знание. Знание того, что вы это принимаете. Француз для нас прежде всего “ля-муррр”, что-то похожее на павлина… Немец сразу порождает образ лязгающего металлом боевого пса… Цванцих др-рай!.. Верный пёс, попутчик и товарищ, за секунду разорвёт ребёнка, если вы натравите.  А если вам скажут: а вон тот парень -чеченец. И вы отметите про себя, что напряглись, невольно оценивая положение. Не так ли?..
— Люди разные. Есть плохие, есть хорошие…
— Разумеется. Есть подонки, есть уроды… Гадюка для нас тоже уродина. Создал же Господь!.. Мерзкая, страшная гадость, ничего кроме отвращения и страха. Первая реакция – убить, убежать, не верить ни в коем случае!.. А ведь в  действительности – она тоже божье создание. И тоже мать, и тоже дети, семья, дом у неё… Как и у чеченца.  Ха-ха-ха… Но она может укусить, и мы гоним её от себя любыми способами, хотя: сколько вы знаете людей, укушенных гадюкой? Нисколько? А сколько вы знаете людей, убитых человеком?.. В том-то и дело, дружище… В том-то и дело…
Помолчали. Вечер дотлел, и наступила ночь.
— Наливайте. Расстроил я вас?.. Не обижайтесь… Спать пора. Давайте уж, допьём, и… Ну… Выпьем за здоровье!.. Спокойной ночи…
— Спокойной ночи…
— До завтра…